В течение 20 лет Пола Таллал (профессор нейробиологии в гос. университете New Jersey) проводила исследования особенностей восприятия звуков детьми. В одном из экспериментов ученикам начальной школы предлагалось прослушать два звуковых сигнала, различающихся по частоте. Затем дети с помощью компьютера должны были повторить порядок воспроизведения услышанных сигналов. Когда промежутки времени между сигналами становились короче, дети с нарушением навыков чтения (дислексией) ошибались, в то время как обычные дети продолжали выдавать правильные ответы. Для хорошего различия звуков, обычным детям требовалось всего 7,3 мс, в то время, как детям с дислексией - 305мс!
Оказалось, что подобные проблемы наблюдаются у всех детей, у которых есть нарушение речи: их мозг не может достаточно быстро обрабатывать входящие звуки.
Даже малейшая задержка в обработке входящей звуковой информации приводит к тому, что ребенок не понимает речь или понимает не полностью. Это наблюдается у детей с нарушением речи (при НСВ, ФФНР, ЗРР, ОНР, алалии, дислексии, дислалии, дизартрии, СДВГ, аутизме (РАС) и прочих расстройствах). Скорость обработки звуков мозгом важна не только в речевом развитии ребенка, но также для овладения чтением и письмом.
Для ребенка с нарушением речи различение схожих звуков надолго остается большой проблемой. Мозг таких детей не успевает обрабатывать типичные сочетания согласных и гласных звуков, которые произносятся быстро. Дети не успевают услышать часть слога или то, как звуки меняются внутри слова. Можно сказать "мозг не слышит уши" (нарушен фонематический слух).
Эта неспособность справиться с базовой языковой задачей всесторонне нарушает развитие ребенка. Он тратит слишком много времени и сил в попытках различить звуки и понять, какое именно слово прозвучало. Это становится причиной нарушения коммуникации с окружающими, выражается в асоциальном поведении, нарушении в чтении и письме (дислексия, дисграфия).
Данная проблема решается с помощью онлайн-тренировок, которые и обеспечивает предлагаемая речевая коррекционная методика Fast ForWord!
П. Таллал с коллегами выяснили в результате экспериментов, что левое полушарие головного мозга не речевое (как это принято считать), а более быстрое. Оно отвечает за обработку коротких (согласных) звуков, а более длинные (гласные) звуки обрабатываются правым полушарием. Ученые предположили, что если искусственно замедлить речь, то это поможет людям с нарушениями научиться лучше различать схожие звуки и понимать услышанное. И они оказались правы.
Здесь необходимо, однако, пояснить, что значит «замедление речи». То, что открыли ученые, не сводится к тому, что необходимо медленнее говорить.
Возьмем, к примеру, звук «Д». Он звучит около 40 мс. Человек не способен произнести его в два раза медленнее. Чтобы замедлить этот звук, требуется специальная технология, которая увеличит длительность звука, не меняя при этом других его акустических характеристик.