Томатис

Генезис и эволюция электронного уха (Часть 2)

2020-06-22 21:58 Статьи

Аудио-психо-фонология (1960 г.)

Три года спустя в 1960 г., под давлением обстоятельств, Альфред Томатис завершает свою деятельность в Arsenaux, обусловленных изменением структуры, которое повлияло также на обстановку и условия труда.
В это время Томатис позиционирует себя все больше как специалиста по слуху, который также имел опыт работы в области оториноларингологии. Таким образом, он становится первым аудиопсихофонологом.
В тот же период он выступил во дворце Юнеско с лекцией по электронике на службе современных языков, на которую были приглашены, в частности, великие французские переводчики. В результате чего несколько лабораторий во Франции и за рубежом добавили в свою рабочую программу проверку этих гипотез и взяли на оснащение Электронное ухо.

Костный аспект (1965 г.)

Американец Джон Блэк направил одного из своих учеников по фамилии Струмста работать с Альфредом Томатисом в течение некоторого времени. В конце своего собственного исследования Струмста пришел к выводу, что если заикающийся плохо себя слышит, то это потому, что он неспособен слышать на костном уровне.
Альфред Томатис представил продолжение: Что происходит, когда мы говорим? Мы проецируем звуки в воздух (высокие звуки распространяются прямыми линиями, а низкие звуки распространяются повсюду и вокруг нас, что объясняет, что наш записанный голос всегда кажется более высоким, чем на самом деле). Но в то же время череп вибрирует и передает звуковую информацию прямо в ухо. Экспериментальная проверка доказывает, что великие оперные певцы, то есть люди с хорошей техникой, в основном контролируют себя костной проводимостью. У заикающихся, наоборот, существует дисгармония между костной кривой слышимости и воздушной кривой, которая всегда находится в неблагоприятном положении, по сравнению с первой.
Из этого наблюдения появилась идея лечения, которое восстанавливало бы гармонию. 
Для этого нужно было усовершенствовать Электронное ухо, добавив к нему костную проводимость звука
, чтобы регулировать ту или иную полосу пропускания, потянув немного больше за мышцу стремечка или за мышцу молота. В то же время он пытался воздействовать на доминирующее правое ухо, чередуя системные электронные переключатели. Эта последняя операция имеет деликатный аспект, поскольку она должна быть проведена без ведома субъекта. Действительно, если он понимает, что происходит, то сразу же возникает сопротивление. Этот психический отказ от лечения может дать ошибочные результаты.
Для понимания нужно знать, что речь идет не о перспективе исцеления. Субъект не просит ничего больше, чем говорить как все.
То, что не продается ни за какие деньги, это рост. Я объясню. В своей речи заикающийся фиксируется на этапе развития между двумя и четырьмя годами. Его бессознательное находит там достаточно преимуществ, чтобы отказаться выходить из этой ситуации. Когда он чувствует, что ему угрожают, он борется изо всех сил, чтобы защитить себя, поэтому желательно не вызывать у него недоверия.
Что касается детской фиксации речи, то стоит подчеркнуть, что удвоение слогов, характерное для заикания, также является константой младенческого выражения (папа, пипи и т.д.). С этой точки зрения, заикание никогда не становится чем-то большим, чем заикание, ставшее хроническим, вместо того, чтобы уступить место совершенно четко артикулируемой речи.

1965 – Ввод микрофона, Ввод магнитофона, Задержка, Электронный переключатель, C1, C2, Воздушный, Уравновешенный, Костный


С самого начала он заметил, что учащиеся старших классов, которые стали показывать хорошие результаты в английском языке после работы с Электронным ухом, также получали результаты лучше, чем раньше и по другим предметам. Многие родители благодарили за это, и в их словах была фраза, которая всегда повторялась: Доктор, сейчас мой сын читает намного лучше. Такой комментарий был на столько систематическим, что он не мог поверить в простое совпадение.
Он продолжил свои исследования в этом направлении и вскоре смог утверждать, что развитие встречной аудиофонаторной реакции значительно облегчило приобретение механизмов чтения.
Когда он был полностью убежден в том, что чтение подчинено слушанию, то сразу же задался вопросом о том, не можем ли мы через слух вылечить трудности с чтением, иными словами, дислексию. Возможно, в этом есть огромная надежда для всех детей, которые страдают от таких сложностей в обучении и умственном развитии. Дислексия – это трудность выражения посредством речи.
В Речевом центре, который он основал в Париже, теперь учебные занятия начинаются с использованием Электронного уха, специально адаптированного к костной проводимости. Это имеет огромное преимущество, т.к. позволяет пациенту общаться с самим собой гораздо более интенсивно. В Южной Африке, где уже более десяти лет назад был создан университетский центр, специализирующийся на проблемах заикания, используются те же процессы и получают отличные результаты.
В то время у одного певца, которого он лечил, были друзья в прессе, и его имя стало появляться в газетах. В Медицинской ассоциации неожиданно забеспокоились. Его обвиняли в нарушении священных правил и рекламировании себя. Такое произошло с ним впервые, но, увы, не в последний раз.
Доктор Юэт, который был поклонником Альфреда Томатиса, однажды представил ему одного своего друга. Последний был прирожденным организатором и сразу увидел практическую сторону вещей. Он неустанно создавал всевозможные крупные и малые проекты. Он, буквально, кипел идеями, был одновременно и креативным, как мы говорим сегодня, катализатором первого порядка, выдающимся координатором и исключительно талантливым «пиарщиком».
Во всех сферах он встречал людей, которые казались ему важными, и организовывал им встречи. Он был исключительным в своей способности побуждать научный ум задавать себе определенные вопросы и решать определенные проблемы, решение которых могло бы быть ему полезно.
Томатис согласился работать с ним. Так он был задействован в бурных процессах, с которыми не встречался до того момента. Благодаря ему, идеи Томатиса получили широкое распространение, но из-за этого в глазах многих людей они были запятнаны коммерцией. Некоторые задавались вопросом, не является ли Электронное ухо игрушкой, а не устройством для реабилитации!
Именно благодаря посредничеству этого человека он смог пообщаться с некоторыми международными научными деятелями, такими как Хаксли или Оппенгеймер, встречи с которыми, даже нечастые, дали ему многое.

Фильтрация, ASM (1974 г.)

1974 г. Франсуаза Дольто, Бернар Тис, пациент, его мать и Томатис оказались в Речевом центре, в лаборатории Томатиса.

1976 – Ввод микрофона, Ввод магнитофона, Задержка, Электронный переключатель, C1, C2, Воздушный, Уравновешенный, Костный


В сентябре 1976 г., в дополнение к свой деятельности психолога, осуществляемой на Бульваре де Курсель, он создал центры в Мадриде, Карбонерасе, Испания, и в Женеве, отвечал на запросы из Оттавы, Торонто, Монреаля, не говоря уже о конференциях в Квебекском университете, телепередачах и т.д., при этом выполняя свои обязательства в качестве исследователя в Южной Африке, распространяя эти «высказывания» повсюду и работая над различными трудами.
Между поездками в Испанию, Канаду, Южную Африку он отправился в Швейцарию во Фрайбург, чтобы провести некоторые лабораторные испытания на серии устройств, производство которых было начато незадолго до этого.

1965 – Ввод микрофона, Ввод магнитофона, Задержка, Электронный переключатель, C1, C2, Воздушный, Уравновешенный, Костный



1964 – Ввод микрофона, Ввод магнитофона, Задержка, Электронный переключатель, Фильтры высоких частот, C1, C2, Воздушный, Уравновешенный, Костный


1980 г. В то время, как его исследования продолжались, и центры применения создавались в различных частях Канады, Томатис имел возможность изучить с Эдом Агнью, высококвалифицированным инженером, несколько прототипов Электронного уха. В этом ему также очень повезло иметь в своем распоряжении знающего специалиста, способного понять выдвинутые им гипотезы по слуховой физиологии, и реализовать их в виде эффективных устройств. Прогресс, достигнутый благодаря команде из Торонто, был значительным. Это заставило его совершить большой скачок, заключающийся в переходе от самой сложной и хрупкой электроники, которая представляет собой трубки, управляемые электроникой, к транзистору.

Прецессия (1980 г.)

1982 г. - Ввод микрофона, Ввод магнитофона, Задержка, Электронный переключатель, Фильтры высоких частот,C1, C2, Воздушный, Уравновешенный, Костный.
С 1982 г. в Электронном ухе используется новый параметр, а именно – «прецессия».
Прецессия и изображение тела. Введение этого нейрофизиологического параметра стало поворотным моментом, важным поворотом для метода. Новые исследования, которые он мог проводить в сфере механизмов слушания и нервных систем, которые тесно связаны с ним, стали основой этого важного улучшения.
Мы знаем, что функция слушания определяется по отношению к слуху, который остается пассивным явлением, как акт, в который вмешивается воля. Слушать – значит хотеть слышать, значит, применять. Это делается для того, чтобы слуховой аппарат был максимально адаптирован для улавливания того, что вы хотите получить. Это переход от чувства к восприятию.
Это означает, в строгом и переносном смысле слова, «напрячь слух». Для этого необходимо подготовить все тело через возбуждение органа чувств, которым является вестибуло-улиточный аппарат, и, особенно, путем тренировки мышц среднего уха и мышц наружного уха. Кроме того, должна быть обеспечена организация всей нейронной структуры, зависящей от этой динамической функции, которой является акт слушания. Это подразумевает, что лабиринт, т.е. преддверие и улитка, охотно готовятся. Более того, предшествующий акт, который предваряет собой желание слушать и который предшествует (отсюда и термин «прецессия») целому ряду нейрофизиологических норм, затрагивает мышцы среднего уха. Напряжение мышц молота должно адаптироваться к напряжению мышцы стремени, которое контролирует работу лабиринта. Таким образом, существует прецессия напряжения мышцы стремени, что очень важно, по отношению к элементам, которые управляют механизмами среднего уха: мышца молота, мышцы евстахиевой трубы, чередование уровней внутреннего воздушного давления и т. д.
Функция слушания опирается не только на ухо.
Она мобилизует всю нервную систему, и это происходит через преддверие, которое, благодаря очень специфической нейронной связи, регулирует мышечные напряжения тела, статику, динамику, относительное положение конечностей, т.е., на самом деле, все позы и жесты.
Так мы понимаем, что требуется все тело, когда речь идет о слушании.
Таким образом, нервная система кибернетически организует реакцию уха так, чтобы оно приспосабливалось, готовилось слушать и, таким образом, переводило себя в предварительное состояние для улавливания звука. Так оно находится в состоянии вестибуло-улиточной прецессии. Однако вестибулярная функция активируется костной проводимостью, которая, с этой точки зрения, предшествует воздушной проводимости. Отсюда и концепция прецессии костной проводимости по отношению к воздушной проводимости.
Этот новый подход значительно изменил воздействие Электронного уха на речь, голос, тело. По мере развития исследований Томатиса в парижском Центре оценка прецессии становилась все более и более точной, с точки зрения длительности. Таким образом, было начато создание устройств с короткой прецессией (от 1 до 10), а впоследствии и устройства с длительной прецессией (от 1 до 10 и от 10 до 100). В основном, они используются в случаях аутизма, заикания, задержки речи (у трисомиков, например, и некоторых умственно отсталых) и, в целом, во всех случаях, когда изображение тела плохо интегрировано.
1988 г. Производство Электронного уха бьет рекорды, Альфред Томатис использует сборщиков в парижском отделении компании Tomatis électronique [Томатис электроник], производится несколько устройств ограниченной серии EE3, EE3R1 и т.д.
Тогда, наконец, стало возможным интегрировать непосредственно в устройства фильтры 6-го порядка на 500Hz, 750Hz, 1000Hz, 1500Hz, 2000Hz, 3000Hz, 4000Hz, 6000Hz, 8000Hz. Этим устройством, лучше всего представленным в работах Томатиса, является EE3PFR2. С ним Альфред впервые получил полноценное устройство, позволяющее напрямую проводить все процедуры без дополнительных аксессуаров.
Промышленный выпуск и консолидация в 1992 г.
1992 г. Вслед за увеличением заказов и возникновением различных повторяющихся проблем с надежностью и продажей устройств без его ведома, Альфред Томатис решает поручить независимой компании производство в Швейцарии, которая целиком и полностью занималась производством только этого конкретного продукта, акустической системы Besson.
Для выполнения текущих заказов последние 20 моделей EE3PFR2 были изготовлены в августе в Париже.
Затем в декабре аппарат A1 (Acoustic System-1) был отправлен в центры слуха Томатиса по всему миру в период с 1993 по 1995 гг., было выпущено и поставлено более 400 единиц.
В тот же период Альфред Томатис, желая повторить опыт в Торонто с Эдом Агнью, выбрал совсем молодого инженера в моем лице, чтобы обновить и увековечить свое устройство.
Таким образом, мы провели более двух лет исследований в сотрудничестве с Университетом Гданьска (Польша), из которого к нам направили лучшего докторанта по цифровому аудио и Института микротехнологии Невшателя с целью создания цифрового устройства, точнее, слухового аппарата. И, как прежде, было создано несколько прототипов и потрачено более 300 000 евро на модели A2, A3 и A10. Но каждый раз после эксперимента в Центре Парижа результаты не были видны сразу, или вообще отсутствовали, устройства сначала не давали значительных результатов, а затем, по мере их использования, эффективность исчезала, как будто эффект от метода Томатис исчезал через несколько сеансов. Старые добрые EE3PFR2 давали мгновенный и самый лучший результат, что заставило Томатиса сделать вывод об известных ему цифровых данных.
Но не все было потеряно, и мы прекрасно понимали процесс переключения, его различные фазы, время настройки, соотношение миксования между размещением 1 и 2, и временем замыкания, формой фильтров и т. д. Нам пришлось оценить все видимые и невидимые параметры электронного уха, их количественные показатели, освоить их, чтобы иметь возможность интегрировать в уравнение цифрового устройства, что позволило нам в 1995 г. быстро создать новый проект устройства с бесконечной реакцией и создать устройство, очень приближенное к физиологии человека, с использованием последних инноваций в электронике и интегрируя все функции EE3PFR2 «A1 NewTec»
В частности, устройство, обладающее временем задержки и очень точной прецессией, контролируемой кварцем, фильтром с чрезвычайно гибкой кривой, более физиологичным, но с большим уровнем требования (8-й порядок), позволяющим реализовать ASM или RSM 0- 9000 Гц с разрешением 2 Гц.
Эти настройки, а также экран и кнопки клавиатуры, размер и вес корпуса, представляли для Альфреда Томатиса очень четкий шаг к эволюции не столько технического аспекта устройства, как эстетического аспекта, практической стороны и небольшого улучшения для упрощения его использования.
1996 г. В возрасте 76 лет Альфред Томатис, желая уменьшить свою профессиональную занятость до простого исследования и распространения своих трудов, в последний раз попал в неприятную и неудачную историю, снова становясь жертвой злоумышленников. Он укрылся в Англии, чтобы попытаться оправиться и сохранить свое творение. Я отправился к нему в Лондон, как и многие другие. Были созданы две новые компании: одна для производства, другая для изучения и распространения метода.
И вот мы вернулись к новой модели Электронного уха, целью которой на этот раз было не изменение параметров, а только внешний вид.
Чтобы не спешить, мы подготовили первую партию из десяти устройств «Azure APP», версию NewTec, переработанную и упрощенную, в синем цвете, собранную в Соединенном Королевстве.
Альфред Томатис со своими партнерами из Англии и Японии считали, что 3 различных устройства были бы идеальными. Устройство Maxi – для крупных центров и школ, устройство Midi – для маленьких начинающих центров и устройство Gadget – для личного пользования.

Чип-карта и кнопки (1997 г.)

Все всегда настаивали на осуществлении сборки маленького цифрового устройства во Франции, без каких-либо технических или терапевтических знаний. Но после нескольких попыток Альфред Томатис, как основатель аудио-психо-фонологии, продвинулся далеко вперед. Итак, мы запустили еще одну небольшую партию из десяти устройств с большим экраном и только клавиатурой из 4 кнопок, «APP Digital», затем увидели, что 4 кнопок пользователям было недостаточно.

Эргономика и несколько моделей (1999 г.)

Конец 1999 г. Устройства NN425-00 (Maxi), NN426-00 (Midi) и NN427 были спроектированы и собраны с 20 кнопками и устройством для чтения чип-карт. С апреля 2000 г. только два первых устройства прошли тесты и были выпущены в Англии.
В конце декабря 2000 г., к сожалению, Альфред Томатис умер в Каркасоне. И я, почти в полном одиночестве, столкнулся с производством этих фантастических устройств, а также с решением проблемы с аферистами, целью которых, казалось, с самого начала было Электронное ухо, и которые желали легкой и немедленной наживы.
В 2002 г., вдохновленный последним наставлением Альфреда, я задумал, в традиции Томатиса, небольшое устройство с потенциометром, но оснащенное особенно мягким и неслышимым переключателем, устройство «Alpha».
Затем в 2004 г. пришел мой черед столкнуться, вероятно, с тем же видом мошенничества, на которое Томатис неоднократно намекал в своей автобиографической работе «Ухо и жизнь». Я был обязан поставить NewTec и Ухо по предоплате компании из Люксембурга, которая после поставки большой партии, решила, что не обязана оплачивать счет, а забавное заключалось с том, что меня запугивали, угрожая тем, что заставят меня предстать перед торговым судом Парижа за недобросовестную конкуренцию, предоставив в качестве доказательства целый пакет документов. Поскольку компания действовала из мошеннических соображений, то была более заинтересована в самой чудо-машине доктора Томатиса, а не в глубоком понимании его метода, при этом полностью игнорируя тот факт, что без него лучшее из устройств – ничто. Эта схема, которая, впрочем, долгое время вводила в заблуждение суд Парижа, почти увенчалась успехом и, возможно, способствовала бы полному исчезновению настоящего Электронного уха в пользу компьютерного моделирования или другого приложения для графических планшетов массового пользования.
Но произошло все совсем наоборот, поэтому, будучи пораженным уходом Альфреда Томатиса из жизни, у меня возникли сомнения по поводу продолжения производства устройств, и я направил свою деятельность на компьютерные и бытовые разработки, даже графику, и, скорее всего, остановил бы его производство через несколько лет.
Факт этого безрассудного действия заставил меня сначала закрыть оба цеха по сборке двух устройств Томатис и полностью посвятить себя развитию вычислительной техники в строительной отрасли. До тех пор, пока меня неожиданно не посетил один мой знакомый, хотя и не очень давний, т.к. после 1999 г. мы несколько раз встречались.
Но этот визит на меня очень подействовал, потому что речь шла о Хуане Антонио Тиморе, его жене и его двух дочерях, которые вчетвером приехали в фургоне из Сарагосы, Испания, в Невшатель, чтобы убедить меня не сдаваться, и в качестве аргументов купил мои старые персональные устройства и старые наушники, которые пережили мои переезды и проект в Доминиканской Республике. Он сообщил мне о количестве электронных ушей, необходимых для развития очень молодой испанской ассоциации учеников Томатиса, той самой, на собрании которой я присутствовал 4 года назад во время заседания фонда и обещал всегда поддерживать его технически.
Затем они уехали, оставив меня в раздумьях, но в начале сентября 2004 г. он вернулся, на этот раз один, а я воссоздал все оборудование, от А до Я, включая источник музыки высокой четкости и тест, не с целью создания сети, а просто гарантируя качество по Альфреду Томатису полной цепи от микрофона до уха пациента.
Полностью освоив внутреннюю технику электронного уха, уже начав работать над эргономикой устройств, мне было легко перепроектировать последние 2 устройства, протестированные с Альфредом Томатисом. но, добавив последние адаптированные настройки Alpha. Я продолжил в 2005 г. производство «новых» N425, N426, а также N430 (версию с потенциометром, аналогичную устройству NewTec), с намерением с 2012 г. выпускать устройства N427 и, наконец, N402 (Gadget).
Хотя проект последнего был уже в процессе работы в 2003 г., я долго считал, что рынок был не готов к индивидуальному устройству, и риск того, что какой-то один «врач» заявит после 3-дневного тренинга, что он обладает достаточной компетенцией для лечения пациентов, показался мне особенно опасным для репутации метода Томатис, уже запятнанного всякого рода неожиданными воплощениями, в частности в 2005 г. в Польше, где деньги из благотворительных фондов были вложены в слишком большом объеме, чтобы помочь сотне специализированных учреждений со стандартными компьютерными симуляторами, проданными по непомерной цене и работающими с музыкой с дешевого DVD-плеера. К сожалению, результат не был мгновенным, что не могло не вызвать возмущение заинтересованного сообщества, потратившего впустую много денег, и плохую рекламу метода в Польше.
К счастью, в 2007 г. сто новых школ снова были оснащены хорошим оборудованием и соответствующей подготовкой, и с тех пор мы смогли реформировать и переоборудовать большинство первых школ, и начали получать множество положительных результатов.
В последние годы мы создали новую команду преподавателей, которые распространяют подлинные оригинальные концепции открытий доктора Томатиса, распространяемые по различным национальным ассоциациям, объединенным в международную федерацию. У нас лучшее оборудование на рынке.
В Мексике, например, более 500 школ были оснащены Электронными ушами модели N-425 после того, как за последние три года была обучена настоящая армия компетентных врачей.
Мы достигли огромного прогресса в объединении современных научных знаний и сравнении их с эмпирическими исследованиями доктора Томатиса. Это позволяет нам, с научной точки зрения, сравнивать различные процессы слушания, а также объективно доказывать процессы, выполняемые с использованием нашей терапии.

Кристоф Бессон (сентябрь 2013 г.)